ya-na-severe.narod.ru     belomor.ao@mail.ru
PREV
Тур. фотки
NEXT
Фотик: Sony Cyber-Shot DSC W-50
В прежние времена паломники, подплывая к "монашескому царству", пели духовный стих
"Дивный остров", а теперь он несется из динамиков теплохода:

О, дивный остров Валаам!
Рука Божественной судьбы
Воздвигла здесь обитель рая,
Обитель высшей чистоты,

Обитель чудную, святую,
Жилище избранных людей,
Обитель сердцу дорогую,
Обитель мира от страстей.

Не знаю как воспеть сумею
Твои долины и поля,
Твои леса, твои заливы,
Твои священные места…

Это небольшое вступление и несколько первых фотографий должны, по идее
создать определённый настрой в восприятии последующего изложенного материала.
 
Информация для трудников и паломников,
проживающих в странноприимном доме Кирило - Белозёрского монастыря:

 
Настенная фреска во вратах Коневского монастыря (из реставрации - только очистка).

 
Из морского музея на Соловках:

 
В прошлом году, в сентябре, "дикарём" были на Соловках. Вполне логично, что в этом, 2007-м сентябре возникло желание посетить и другой великий островной монастырь - Валаам. Поначалу также собирались "дикарями", думая что условия организованных поездок стеснят нашу свободу перемешения и поведения (вот - гордынька светсткого человека) и что так дешевле выйдет. Выяснили, что на Валаам регулярных рейсов нет, а ходят монастырские катера по нуждам монастыря и возят паломников, да и на посещение архипелага надо получать благословение.
Зашли в свою церковку "по месту жительства" и нам на глаза попался информационный листок паломнической службы "Фавор", где мы нашли поездку "Валаам - Коневец" на 3 дня за 4300 руб с носа (Телефоны: 238-96-04, 744-64-18. Адрес: ул. Б.Якиманка, 38А. Сайт: www.favor-msk.ru E-mail: m.evgenia@mail.ru). Ну, решили, так тому и быть. Через "Фавор" заказали и биллеты до Ленинграда и обратно и проплатили поездку - оказалось не 4300 а 5500 с носа + дорога. Очень приятное и вежливое обращение в этой паломнической службе. То, что биллеты на поезда были куплены сильно заранее - огромный плюс, т.к. до Ленинграда уже дней за 10 биллеты купить очень трудно не смотря на обилие поездов - массы граждан непрерывно тусуются туды - сюды между городком на Неве и Москвой. Подумали - подумали и вот что решили: время есть, финансы позволяют - а съездим ка мы на Соловки опять, после Валаама. И ещё подумали - подумали и решили: замкнём ка мы "большое северное кольцо" через Кирило - Белозёрский монастырь, ведь некоторые из Святых отцов - основателей Валаама и Соловков были выходцами из этой Северной Лавры. А где Кирилов, так там и Ферапонтово с 500-летними фресками Дионисия.
Ладно (от «лад» - благополучие, спокойствие, согласие). Приехали в Ленинград 07.09.2007 рано утром. Еле - еле успели на наш паломнический автобус у ст метро Озерки. Поехали. До Приозёрска примерно 2 часа - наша руководитель паломнической группы Надежда наполнила это время интересной и приятной беседой о Валааме и Коневце. От Приозёрска нас доставил на Валаам монастырский теплоход. Шли по Ладоге, по умеренной волне. Красота. Солнечно. Золотая осень, правда, ещё не в полной силе. Плыли примерно 2 часа. Первым нас при входе в бухту встретил Никольский скит - как игрушка на маленьком островке. Интересно, что у Никольского скита ранее была таможня монастыря, где в таком виде принимали послушание монахи. Там досматривались вещи паломников. Изымались табак, спиртное и оружие. Табак развеивался по ветру, водка выливалась в Ладогу, а оружие возвращалось при отбытии с архипелага. Гирлянда островков соединяется деревянными мостиками между собой и с главным островом - мини материком. Далее открылся высоко над лесом, на горе, храм - бело - голубой торт из бизе. Узкий глубокий пролив. Скальные высокие берега. Далее пристань. Так как наша Надя из паломнической службы Коневского монастыря (Телефон: 8-812-571-80-79. Сайт: www.konevets.spb.ru E-mail: konevets-tour@mail.ru), то она нас временно передала другой "хозяйке" - руководительнице из паломнической службы Валаамского монастыря. Нас разместили в Белой гостинице в общих кельях, мужчин отдельно, женщин отдельно, не взирая на семейные пары - таковы правила монастыря. Паломнические кельи на последнем этаже - там сделан хороший ремонт и приведено всё в прядок. На нижележащих этажах, также в кельях, расположены квартиры местного населения - полнейшая разруха. Только крепкие стены монастырской постройки держат. Перед размещением к нам с напутственными очень хорошими словами обратился батюшка и роздал всем иконы Валаамской Богородицы.
Почитать о Валааме. Мы все были утомлены поездкой (поезд - автобус - корабль), но напутственные слова как бы дали нам новых сил и подготовили для дальнейшего восприятия духовной пищи. Прибыли мы на архипелаг примерно к полудню. Пока разместились - по плану подошло время трапезы. Для человека светского это очень необычное действо. В Валаамском монастыре принято приходить на трапезу коллективно, сразу всем. Сначала, стоя, коллективная молитва нараспев. В нашей группе молитву знали далеко не все (включая нас) и хор получился жиденький и вяленький. Первым голосом была наша руководительница Надежда. В таком виде и после молитвы трапеза воспринимается как некоторое священнодейсвие, а не просто как "еда походя". Конечно, с непривычки, чувствуешь себя несколько скованно, но если не относится предвзято, а с пониманием той цели, с которой собственно и отправился именно в паломническую поездку, то всё становится на свои места и воспринимается со знаком "плюс". Длинный общий стол и скамьи, где все сидят бок о бок. На столах общие кастрюли с кушаниями, любезно поданные нам послушницами монастыря. Накладываем себе сами или друг другу. Еда скромная, но весьма вкусная и в дотаточном количетве, чтобы всем насытится. Насытились. Все организованно стоя спели молитву, обратясь к иконам, висящим во главе стола. Одноразовую посуду гуськом, как в советской столовке все отнесли куда надо. Программа очень плотная, свобрдноготвремени почти не было. Много ходили. Боялся в этой связи за маму - оперированные по поводу облитерирущего атеросклероза сосуды ног. Валаамская строгая тётенька очень интересно и много рассказвывала - ровным спокойным голосом, дважды не повторяя, отстающих особо не ждала, так что мы организованно кучковались поближе к ней и как группа японских туристов вертели головами в одну и ту же строну и быстренько делали одинаковые снимки. Во испытание наших терпения и внимания был послан некий мальчик лет 9-и (сынишка одной из паломниц), который постоянно принимал вычурные позы на фоне достопримечательностей и святынь, шумел, хихикал, строил смешные рожицы, виснул на некоторых паломниках мужского пола. Нужно сказать, что строгая тётенька была к этому явлению удивительно терпелива и лишь однажды сказала: "слушай внимательно, я потом у тебя всё буду спрашивать". Никаких типа: "Мамаша! Уймите ваше дитя!".
В нижнем (зимнем) храме монастыря у нас была как бы экскурсия с рассказом об иконах, которые там находятся. Валаамскую Богородицу инок - художник творил только во время чтения молитвы. Когда молитва заканчивалась, то он откладывал кисть и переставал рисовать до следующего моления. И с такой сильной верой и молитвой была создана эта икона, что быстро стала проявлять чудотворные свойства - помогать обращавшимся к ней богомольцам при многих хворях и недугах. Нам, как людям определённой профессии, ещё особо запомнились чудотворные иконы Богородицы, пособляющие в родах, при бесплодии, онкозаболеваниях, наркомании. Мы все приложились к иконам, кто ко всем, кто сообразно своим особо насущным проблемам. Надя ещё в автобусе нам объяснила, как пркладываться к иконам: при подходе дважды крестяться, далее поклон и прикладываются, но не к лику, а к части одежд или к ручке, при отходе поклон и крестяться в 3-й раз. Как человеку не часто посещавшему церковь поначалу было смутительно столько раз креститься. Можно сказать - как бесенята держали за руку и мешали сгибаться.
Верхний храм Валаамского собора поражает огромностью, величественностью и объёмом проделанной реставрационной (а больше восстановительной) работы. Нам рассказали, что в Финскую войну в храме и на колокольне располагались наблюдательный пункт и батарея финнов. Наши лётчики бомбардировщиков, видя такую бело – голубую красоту сбрасывали бомбы мимо. Но не всё упало мимо. Ещё примерно 10 лет назад в огромном куполе собора зияла дыра, по стенам и колоннам свободно стекала вода, от росписи были лишь следы, а в центре храма, на мозаичном полу, была огромная глыба льда, не таявшая полностью даже летом. Сейчас это даже невозможно представить – как про другое место вёлся нам рассказ. С более чем 50-и метровой высоты на тебя взирают святые и ангелы живыми глазами, а через большие окна падает желтоватый свет. И хотя храм выполнен в темноватых тонах, он как будто весь сияет. И ещё всё наполнено Валаамскими многолосными молитвенными пениями и запахом ладана. В свободное время все ринулись в церковную лавку в храме, стали писать записочки за здравие и за упокой, покупать иконы и колокольчики. Свободного времени мало, а как не попросить за своих в таком намоленном месте. Возникло даже некоторое подобие магазинного ажиотажа, совершенно там неуместного. Ощутив себя в какой то мере посланцем, накупил икон всем своим родным и хорошим знакомым. Получилось как то до стыдного много - прямо полмешка. И поехали эти Святые Лики далее с нами по "северному кольцу" на Коневец, в Ленинград, на Соловки и в Кирило-Белозёрский монастырь в гости к другим святым. Наверное уж набрали дополнительную силу от этих намоленных мест и сами там поделились своей силою.
Ещё на вечерней службе приметил батюшку, который исповедовал. Высокий, несколько сухощавый, седой человек со спокойным, умным, пародистым лицом, вероятно выглядящий старше своих лет. Было видно, а не слышно, конечно, как он замечательно и проникновенно разговаривает с людьми. Складывалось впечатление, что если будут трудности в формулировании, как бы "затык" - он сам всё увидит в подошедшем, подскажет и найдёт правильные утешительные и наставляющие слова. В поледствии почти так и оказалось. Дело не только в тех словах, которые батюшкой говорились, а и с каким выражением лица, с какой интонацией и жестами. Этот замечательный человек был как проводник, как открытый канал к Богу. Было чувство, что если идти, то именно к нему. А как не пойти, если приехали СЮДА. Собрались с духом и пошли к нему на утренней службе. К нему подходили в том числе и люди, которые, как и мы, видно не знали что и как делать и что вообще говорить, в смущении - трудно сформулировать свои грехи, а отходили либо сдержанно улыбаясь, либо в слезах утешения. Как у Носова - "На прививку 1-й класс!... Почему я встал у стенки? У меня дрожат коленки." И... после сделанной с батюшкой совместной работы отошёл с удивительно светлым чувством. Удивительно - возникло прямо таки физическое ощущение уменьшения земного притяжения. Вероятно именно после таких моментов и соприкосновения именно с такими личностями у людей и зарождается (или укрепляется) Вера в нашем всё более вульгарно материально ориентированном мире. Вообще то, как носителю с детства этого самого материалистического (но не матерально устремлённого при этом) мировоззрения, пожалуй трудно назвать себя действительно верующим человеком. Не ощущаещь себя полностью своим в этой религиозной атмосфере. Может быть это как раз и не плохо - иначе была бы и привычность и, т.о. , меньшая острота восприятия. Среди работающих в церкви и среди прихожан, которые часто посещают храм, встречаются, правда в меньшинстве, люди, которые как то обыденно ходят среди икон, шепчутся на бытовые темы. И хотя они хорошо знают что и как надлежит делать в церкви, заметно, что мысли их предметны и вне храма. Не хотелось бы так...
По дороге на Никольский скит проходили мимо дома местного мужичка - многодетного, с неплохим хозяйством - куры, гусяки, ути, козы, лодки, снасти. Подкормили коз баранками. Увязался прямо до самых ворот в скит здоровенный козёл с винтообразно закрученными рогами. Он лез прямо в середину нашей группы, тыкался во всех мордой, выпрашивая вкусненькое и удивительно мерзко вонял. Шли по тем самым мосткам, соединяющим маленькие островки, которые были видны с корабля. Во все строны - живописные заливчики, лодочки, просторы Ладоги и стоит замечательная погода. Вечером покинули Валаам по спокойной воде - вообще гладь. Солнце садится на холмистый северный берег Ладоги, в Сортавалу. Небо из синего переходит в оранжевый. Поверхность воды даже далеко от острова усыпана семенами берёз. Желтоватая пена от корабля. Автобусом из Приозёрска в другую бухту.
Коневец всего в 3-х км от берега. На остров нас доставил бывший военный катер, который так и называется «Коневец», подаренный монастырю бывшими мин. обороны Грачёвым. На Коневец прибыли в полной темноте. Хорошо, что были налобные фонарики типа шахтёрских. Уличного освещения нет. Электричество с материка не подведено. Не постоянно работают дизеля и заряжают аккумуляторы, от которых и свет в храме и паломнической гостиннице. Разместили нас в Красной гостинице. Семейные пары не разлучали, селили по возможности вместе - штампы в паспортах никто не проверял, ведь не их обманешь, а Бога в себе. Трапезная в небольшой комнате - тоже составленные столы и скамьи. Очень вкусная, совершенно домашняя еда. И вообще впечатление сразу гораздо более домашнее, чем от Валаама (не в упрёк Валааму - он более торжественен, грандиозен и потому несколько дистанционен). В комнатах было весьма прохладно, стояли разнощёрстные кроватки пионерлагерского образца. Одно одеяло было с большой прогорелой дырой – не иначе как кто то из паломников, то ли «от нахлынувших религиозных чувств-с», то ли от смятения в душе-с, вызванным отсутсвием салями и лобстеров во время вечерней трапезы, нервно курил в постели. При этом было всё чисто – не соринки. С фонариками сходили и получили постельное бельё за пожертвование в 30 руб (на Валааме - 100), сероватое, но чистое и пахнущее свежестью. На старенькой «бабушкиной» тумбочке, на красивой льняной салфетке были уютно расставлены маленькая вазочка с цветами, зеркальце, коробок спичек, свечка и цветные камушки с побережья.
Перед поездкой наткнулся в интернете на статью некоего молодого человека, который побывал на Севере, в том числе в Святых местах проездом. Там - восхищения красотами Севера, а применительно к Святым местам часто встречается характеристика «убого». И то у него убого и сё у него убого… Наверное данный молодой человек, взрощенный на попсе, пропаганде боблократии и гедонизма, истерических теле-ток-шоу, отрицании психологами совести (и, как следствие - Бога), отрыве от традиций своих предков, ожидал блеска, треска, евроремонта, дискотек и тёплого сортира с сиреневой рельефной гламурненькой туалетной бумажкой во цвяточек. Вкладывая отрицательный смысл в эту характеристику он, сам того не ожидая, употребил её к этим местам, пожалуй, очень правильно. Ведь «убого» – «у Бога» и этим вся сказано. Конечно недостаток привычного комфорта не самоцель, однако прикосновение к Святым местам, мне кажется, предполагает скромный быт, смирение и некоторый аскетизм.
Уж примерно к 23-00 меньшая часть из нашей паломнической группы пошли на Всенощьное бдение. Опять таки в полной темноте, под усыпанным звёздами небом, с фонариками пошли к монастырю. Он также совершенно не освещён. Мы как - то шли разрозненно и вне группы. Никого. Перешагнули врата. На фоне звёздного неба за вратами – тёмный силуэт храма. Над вратами храма единственный видимый источник освещения во всём монастыре – неяркая лампочка. Откуда – то, как с неба доносилось тихое невнятное многоголосное пение. На пороге церкви неподвижно стоит священник в чёрно-золотых одеждах. Человек – гора с длинными седоватыми волосами. Всё это создавало такую нереальную картину, что я у него вынужден был что - нибудь спросить, чтобы услышать голос. Он ответил почти не пошевелившись, оперным басом: «Проходите на службу». От этого ощущение нереальности вовсе не прошло и почудилось (от слова «чудо»), что за дверьми храма совсем ничего нет, ну то есть совсем ничего, и что тут единственный и последний человек и единственный источник света на острове, а тихое пение доноситься действительно с небес. Служба проводилась в белом нижнем храме с низкими сводами и мощными колоннами. Электроосвещение в этот раз в церкви было. Читая перед поездкой о Коневце, наткнулся на примерно такое описание (цитирование не точное): «Иногда во время службы в храме не бывает электричества. Тогда в полутьме мерцают цветные огоньки лампадок и по стенам и образам пляшут и кружатся синие, красные, жёлтые отблески». Открывая дверь в церковь я ожидал увидеть именно это. И сразу окунулся в звук – разноголосное молитвенное пение, прямо таки Божественная опера. Ладно…
На утро мы наконец – то увидели остров при дневном свете. Деревянная гостиница наша действительно красная. Сосны и белый песок с камушками. Сквозь сосны просвечивает голубое чистое небо и густая синева Ладоги. Нет скал и утёсов. Пошли на утреннюю службу. Меня попросили читать синодники – длинные списки имён за здравие и за упокой. В начале и в конце синодников – молитвы. Подходивших далее мужчин также одного за другим ставили кучкой для исполнения того же служения. Так что подаваемые в наших записочках имена, если кто сомневался, действительно с молитвой зачитывают. А Бог – то знает кто этот Вадим, этот Владимир или эта Татиана без фамилий. Может нам на Небесах зачтётся это скромное служение. А не нам, так может нашим родным. Видел там среди монахов щупленького негритёнка, который запел в храме неожиданно густым и красивым голосом на чистом русском (старославянском церковном) языке. Дело конечно не в цвете кожи, а в благостном, человеческом выражении лица, речи и жестах, которые выражали светлые мысли – светлые мысли на тёмном лице. Было очень странно, но не неприятно, видеть как деловито шевствует этот негритёнок в монашеской рясе на фоне русского храма, сосен, песка и Ладоги. В церковной лавке также из числа послушниц была очень симпатичная и вежливая девочка – мулатка, также с очень светлым выражением лица.
После службы наша Коневская хозяйка Надя провела экскурсию по нижнему и верхнему храмам – рассказ об иконах, обретении мощей Арсения Коневского и истории монашества на острове. Приложились к иконам и мощам, мысленно помолились каждый о своём и таким образом, наверное, о нашем общем, за маленькую часть России. Вот поехали бы «дикарём» на Валаам – не услышали бы там интереснейших рассказов, упорядочивших духовную пищу и вообще не попали бы на Коневец. Верхний храм в процессе реставрации и службы там не ведутся. Частично сохранившиеся первозданные фрески. Много небесно – голубого на белом. Ангелы и святые на потолке с тёмно – коричневыми лицами индусов. Киноварь (красная ртутная краска) и свинцовые белила, при многогодовом контакте со следами сероводорода в атмосфере, почернели. На полу старые серые доски поразительной ширины – почти метр. Это – ж какие должны были быть деревья? После дневной трапезы отправились к Казанскому скиту на Святую гору. По дороге – часовня во имя Успения Богородицы. Она как резная, ажурная сосновая шкатулочка для пряничков с православными крестиками на глазури. Прямо не хватает чтобы она стояла с этими пряничками на нитяной, белой салфетке вологодских кружев где нибудь на старом потрескавшемся дачном столе под яблоней. На святой горе пейзаж совсем не похож на северный – прямо таки небольшой монастырёк где нибудь на Клинско – Дмитровской гряде. Ворота в скит закрыты. Внутри – никакого движения. И погода солнечная и безветренная. Старые дубы, под ними жёлуди и в изобилии свинушки. Топ-топ гуськом по крутой тропинке с валунами, вниз под лапами елей. В Хибинских горах мы ходили точно по такой тропе. Но там ещё были ручьи, ручьи… Идём к Конь – камню. На Кольском и в Карелии видели и поболее валуны, но на фоне ровной в общем – то местности он конечно выделяется и производит впечатление. Свалишься с него – пожалуй чё и поломать можно. Все улыбались, радовались погоде и видам и опять таки как японские туристы делали одинаковые снимки. Наша Надя опять нам рассказала много интересного (всё это можно прочесть вот тут: Про Коневец ) и поблагодарила нашу группу за внимание, подобающее поведение и понимание той цели, для которой мы собственно и отправились в эту паломническую поездку. Сказала, что нередко в группе попадаются люди, которые громко разговаривают и смеются в местах, где понятно, что это не подобает делать, начинают скандалить и требовать каких то особых бытовых условий, высказывать недовольство скромной монастырской трапезой, нарушая тем самым общую атмосферу паломнической поездки и смущая других людей. А у нас таких не было, вот…
Катер. Автобус. Ленинград. Попрощались с родителями – они в Москву, а мы в гостиницу «Нарвская» на 2 дня, чтобы по Ленинграду полазить. Заказали номер ещё из Москвы, без предоплаты, подтвердили с сотового с Валаама – 500 руб / сут с человека, нас двое. (Адрес: Набережная обводного канала, дом 142 / 16. Телефон: 8-812-786-99-81). Вышли на ст. метро Нарвская уж затемно и потопали с башнеобразными рюкзаками по Старопетергофскому проспекту. Немножко моросило. Все прохожие вежливо и любезно объясняли как пройти до этого адреса и сокрушались в печали, глядя на наши рюкзаки. Жалели нас они. Хорошие люди, ленинградцы нам понравились. Гостиница под аркой, во дворе – колодце. Вход за мусорными баками направо. Ненавязчиво воняет вероятно рыбными останками. Какие – то кошачьи силуэты снуют под ногами. Над дверью подъезда лампочка не работала. Двор освещается только из окон квартир. У части нашей группы наростала нервозность. Методом ощупывания стен заподозрили, что дверь «примерно тут» и не ошиблись. Наугад тыкая растопыренными пальцами в стены, попали в какую то маленькую кнопицу и блинь-блинь-блинь ! – дверь образовалась и открылась. Вошли в тепло. Выкуплен подъезд дома (точнее по Ленинградски - парадная ), гостиница на 4-х этажах. Кухня и душ не на каждом. Икеевская мебель по – минимуму. За 500 в сут вполне сносно. Не холодно, чисто, евроремонт. На шумоизоляции перегородок явно сэкономили – если через 2 комнаты кто то пу…, то слышно. В номере из рюкзака выбежал наш московский таракан, пополомничавший с нами на Валаам и Коневец , вероятно неся на себе микрочастицы святости тех мест. Нет сил убить. Проводили его взглядом. Весёлый бодрый зверь растворился в пространствах ленинградского дома. Смутились этим Поели. Устали. Поплюхались носами в подушки. Утром плющили до 10-и, не в силах встать. Будильник последовательно ставился на 8, потом на 9.


Продолжение следует...
























































































































































































































































































фотографии, север, карелия, кольский полуостров, ловозерские тундры, хибины,
ревда, умба, мурманск, ловозеро, имендра, умбозеро, пояконда, чупа, белое море,
острова, шхеры, кемские шхеры, русский кузов, немецкий кузов, кузова, соловецкие острова,
гора секирная, церковь Вознесения, гулаг, бухта Благополучия, остров анзерский, муксалма,
кандалакша, полярный урал, пайёр, европа, азия, уса, пайпудына, байдарка, катамаран, вёсла,
паруса, подмосковье, куровское, туевик, кипарисовик ловсона, кипарисовик горохоплодный
кипарисовик булевар, элеутерококк, аралия манчьжурская, рябинник рябиннолистный, спирея,
астильба, дармера щитовидная, роджерсия конскокаштанолистная, гуми, смродина красная, смродина чёрная,
смородина белая, смородина золотистая, смородина альпийская, бузина чёрная, бузина канадская,
ежевика агавам, ежемалина тейберри, ежемалина торнфри, малина сказка, ремонтантная малина р-34,
ель голубая, ель сизая, ель коника, ель обыкновенная, сосна горная, сосна пандероза, сосна веймутовая
сосна стробус, сосна кедрова, кедр европейский, кедр сибирский, кедровый стсланник, пихта корейская,
бадан, бересклет форчуна, седум видный, камнеломки, молодило, эдельвейс, эрика, вереск, барбарис обыкновенный,
барбарис тунберга, барбарис амурский, барбарис оттавский, черёмуха обыкновенная, черёмуха вирджинская,
моожевельник вирджинский, можжевельник обыкновенный, можжевельник казацкий, гвоздика бордюрная, розы,
тёрн, алыча найдёна, облепиха, калина обыкновенная, калина гордовина, рябина обыкновенная, рябина ликёрная,
рябина гранатная, рябина титан, иссоп, лофант анисовый, лофант гималайский, алтей, шалфей, рута,
эхинацея, анемоны, эригерон, мелколепестник, безвременник великолепный, безвременник осенний, лилия,
лилейник, рудбекия, мята перечная, мелиса лекарственная, лимонная мята, пижма бальзамическая,
библейский лист, мята Богоматери, виноград амурский, виноград московский устойчивый, лаванда,
колокольчики, полынь абратан, Божье дерево, полынь шмидта, зенит-е, sony cyber-chot dsc w-50,
sony cyber-chot dsc r-1, olumpus c-770 uz, юдычвумчорр, часначорр, малая белая, кировск, аппатиты,
картины, масло, холст, оргалит, белая ночь, доброе утро, две воронки, хибинские русалки, исход,
ледяная кайра, ловозёры которых я тогда не видел, мечтатель, молочные реки, охота барракуд,
подарок дедушки, полустанок, португальский кораблик, придёт серенький волчёк, разгуляй,
рыбалочка на островах, ботанический сад, московский зоопарк, дача, софт, soft, видео, video, mp3,
китайский трионикс, красноухая черепаха, европейская болотная черепаха, каймановая черепаха, аксолотль
гупии, араукария, пахиподиум ламера
Хостинг от uCoz